Письма из села-деревни…

Интересные и полезные материалы

Дорогой журнал!

Проблема приживаемости молодежи на селе сейчас, по-моему, самая насущная. И нам, выпускникам средних школ, это очень важно, поскольку это связано с выбором дальнейшей профессии, жизненного пути. Мы понимаем, что надо решать задачи подъема уровня сельскохозяйственного производства, но что мешает нам, молодым, отдать свои силы и знания этому?

Почему молодежь уезжает из села в город? Что надо сделать?

Я приведу примеры на основе своего родного Калиновского совхоза Карасукского района Новосибирской области. Мы, выросшие в селе, видим труд своих отцов и матерей. Он становится знакомым и близким. Чем, скажем, плоха профессия хлебороба или животновода? Тот, кто хоть раз ощутил в своих ладонях рычаги трактора или штурвал комбайна, надолго запомнит это.

Так вот нам, юношам и девушкам, выросшим в сельской местности, наиболее близко то, с чем мы сталкивались с самого раннего детства. Но мы уже не маленькие и знаем, чем, так сказать, это «пахнет». Я сам родился в маленьком, а когда-то огромном сибирском селе Нестеровка. Наш совхоз развивается в молочном и зерновом направлениях. Но урожаи у нас маленькие. Ведь мы находимся в «зоне неблагонадежного земледелия». Работы у нас хоть отбавляй. А молодежи в селе остается мало. Многие уезжают. В чем причина?

А вот в чем. Для хорошего труда нужны хорошие условия и хороший культурный отдых. Но почему всего этого нет? Вот что получается. Как известно, раз в неделю у рабочего имеется выходной. А что у нас? Весна. Начинается посевная кампания, и все выходные отменяются приказом директора совхоза (я беру только для механизаторов и шоферов, занятых в этой кампании). Все это происходит из-за нехватки рабочих рук. Не проходит и месяца, как начинается вторая страда — сенокос. Снова приказ директора и отмена выходных. Об уборочной я говорить не буду. Здесь каждый понимает свою ответственность за хлеб. Но вот наступает зима. Как говорят: «Зима для крестьянина, что для медведя». Но что же это? За неимением тракторных работ одни должны идти на откорм скота, а другие берут отпуск до весны. Доярок у нас днем с огнем не сыщешь. Им не дают даже отпусков.

Теперь поговорим о нашем культурном отдыхе. На центральной усадьбе совхоза имеется просторный ДК. Но вот беда — он пуст. Кроме кино и библиотеки, в нем ничего нет. Даже смешно сказать, дети, придя в библиотеку, стоят и мерзнут перед входом, а уборщицы не пускают их, дескать, «нечего делать, библиотека еще не открылась». Некрасов бы, увидя это, написал бы вторые «Размышления у парадного подъезда». Никаких кружков нет. Самодеятельность не работает, хотя имеются профессиональные работники культуры.

Вот и выходит, что, кроме работы, ничего и не проси. Иной подумает да и скажет: «А я что, богом проклят, что ли?» — да и подастся в город. Ведь знают, что в городе отработал часы — и вольная птица, да еще и два выходных.

А ведь многие из моих сверстников хотят остаться дома. Я вам честно признаюсь, что из села вовсе не хочу уезжать. Мне трудно будет без всего привычного и близкого. Я мечтаю стать механизатором. Потому-то и приходится задумываться: а что тебя ждет там? Верно ли ты решил, оставшись в селе? Не пожалеешь ли?

Я доверил тебе, «СМ», свои сокровенные чувства. Я думаю, что ты согласишься со мной. Я недавно познакомился с тобой. Но, как только взял журнал в руки, я понял, что это то, что необходимо мне.

Олег Архипенко, Новосибирская область, с. Нестеровка
«Сельская молодежь» №7 1979 г.

***

Letters from a village... Dear magazine!

The problem of youth survival in rural areas, in my opinion, is the most pressing one now. And for us, high school graduates, this is very important, since it is connected with the choice of a future profession and life path. We understand that we need to solve the problems of raising the level of agricultural production, but what prevents us, young people, from devoting our strength and knowledge to this?

I will give examples based on my native Kalinovsky state farm, Karasuksky district, Novosibirsk region. We, who grew up in the village, see the work of our fathers and mothers. He becomes familiar and close. What is, say, bad about being a grain grower or a livestock breeder? Anyone who has ever felt the levers of a tractor or the steering wheel of a combine harvester in their palms will remember this for a long time.

So, for us, boys and girls who grew up in rural areas, what is closest to us is what we have encountered since early childhood. But we are no longer small and we know what it “smells”, so to speak. I myself was born in the small and once huge Siberian village of Nesterovka. Our state farm is developing in the dairy and grain directions. But our harvests are small. After all, we are in the “zone of unreliable agriculture.” We have more than enough work. But there are few young people left in the village. Many are leaving. What is the reason?

Here's the thing. Good work requires good conditions and good cultural recreation. But why is all this missing? This is what happens. As you know, a worker has a day off once a week. What do we have? Spring. The sowing campaign begins, and all weekends are canceled by order of the director of the state farm (I take only for machine operators and drivers involved in this campaign). All this is happening due to a shortage of workers. Not even a month has passed before the second suffering begins - haymaking. Again the director's order and the cancellation of the weekend. I won't talk about cleaning. Here everyone understands their responsibility for bread. But now winter is coming. As they say: “Winter is for the peasant what it is for the bear.” But what is this? In the absence of tractor work, some must go to fatten their livestock, while others take vacation until spring. You won’t find any milkmaids here during the day. They are not even given vacations.

Now let's talk about our cultural holiday. On the central estate of the state farm there is a spacious recreation center. But here's the problem - it's empty. There is nothing there except a cinema and a library. It’s even funny to say that when children come to the library, they stand and freeze in front of the entrance, and the cleaners don’t let them in, they say, “there’s nothing to do, the library hasn’t opened yet.” Nekrasov, having seen this, would have written the second “Reflections at the Main Entrance.” There are no circles. Amateur activities do not work, although there are professional cultural workers.

So it turns out that, apart from work, don’t ask for anything. Others will think and say: “Am I cursed by God, or what?” - and he’ll go to the city. After all, they know that he worked hours in the city - and is a free bird, and even two days off.

But many of my peers want to stay at home. I honestly admit to you that I don’t want to leave the village at all. It will be difficult for me without everything familiar and close. I dream of becoming a machine operator. That’s why you have to think: what awaits you there? Did you make the right decision by staying in the village? Won't you regret it?

I trusted you, “SM”, with my innermost feelings. I think you will agree with me. I recently met you. But as soon as I picked up the magazine, I realized that this was what I needed.

Oleg Archipenko, Novosibirsk region, p. Nesterovka
“Rural Youth” No. 7 1979

***